Первые городские такси

05.01.2013
Жизнь любого современного города мы не можем представить без такси, а иногда такси даже становиться важной деталью города – своеобразной эмблемой. В некоторых странах такси стало не просто помощником в повседневной жизни, но и национальным героем. История такси насчитывает не один век, и началась с профессии ямщиком и извозчиков.

Англия и кэбы

Великобритания стала родиной такси. В этой стране зародился частный пассажирский извоз. Однако, основные традиции и узнаваемые черты такси приобрело во Франции.

В 1963 году в Великобритании корпорация каучменов была учреждена лицензия на извоз.  Сначала подобные услуги оказывали хэкни – громоздкие, неуклюжие, открытие четырехколесные повозки. Иногда на зиму, для подержания тепла натягивался тент.  Только в середине 19 века была введена ловкая двухколесная повозка – кабриолет, сокращенно которую называли – кэб. Чуть позже стали появляться двух-трехместные кэбы с закрытой кабиной. А извозчики  стали салиться назад и вверх, ведь с такой позиции было куда удобнее разглядывать номера домов. Время конных экипажей закончилось около 100 лет назад, когда на улицы Лондона выехало несколько десятков электрокэбов Bersey, которые развивали скорость до 15 км/ч. Однако компания по извозу быстро разорилась.

Ажиотаж вокруг такси возобновился только в 1907 году, и тогда многие изобретатели бросились разрабатывать свои модели таксомоторов.  Следует отметить, что одним из самых популярных такси до 1932 года был кэб марки Unic, производимый во Франции. Естественно гордые англичане с неохотой вспоминают эту историю.

Сейчас официально такси Англии – это знаменитый черный кэб. С начала века кэбы стали таким же отребутом Лондона, как красные автобусы и «Биг Бен».  На данный момент подобные кэбы в Великобритании производит только три фирмы - London Taxi International, Hooper и Asquith. Внешность и конструкция автомобилей не меняются на протяжении нескольких десятилетий. Водитель и багаж пассажира размещаются спереди, за специальной перегородкой.  Еще недавно все кэбы в Англии должны были быть черного цвета, сейчас вы можете встретить кэбы всех цветов радуги.

Французские фиакры

Во Франции такси появилось в середине 18 века, когда один предприимчивый француз основал постоялый двор из конных экипажей неподалеку от часовни святого Фиакра. Практически все французские повозки имели закрытый кузов, и имели три ряда сидений, на которых пассажиры располагались лицом друг к другу. На переднем сидении сидел извозчик. Именно «фиакры»  стали первыми в мире общественными наемными экипажами.

В 1896 году французы решили избавиться от лошадей, и с фиакров были сняты оглобли, установлен бензиновый двигатель, а у сиденья двигателя рулевая кнопка и рычаги управления.  Сначала подобные повозки не пользовались популярностью, так как постоянно возникала путаница, относительно тарифов оплаты такого проезда.  В 1905 году с изобретением таксометра, споры прекратились. Кстати это изобретение и породило название для транспорта частного пассажирского извоза – таксомоторы или такси.

perv2Таксометр – это прибор, который отмер расстояние, которое пассажир проехал в такси. Кстати первые таксометры были изобретены еще в древности. Небольшой ящичек с камушками крепился к колесу, и когда колесо дело полный оборот, один камен падал в ниже расположенную емкость.  В конце поездки пассажир расплачивался с извозчиком исходя из количества камушков в нижней емкости.

Во Франции, выпускать автомобили приспособленные к таксометрам начала компания Renault. Машины были окрашены в красный и зеленый цвет, и поэтому значительно выделялись на общем фоне. Кузов же напоминал закрытую карету фиакра, а водитель сидел в открытой передней части автомобиля. Уже тогда у извозчиков появилась своя форма – застегнутые кожаные пальто и фуражки военного образца.

Популярность такси во Франции приобрело после весьма интересного случая. Осенью 1914 года после Первой мировой войны, немецкие войска шли на Париж. Французской армии необходимо было подключить резервы для организации обороны. Но транспортных средств критически не хватало.  Тогда было принято решение использовать в этих целях пассажирское такси. В одну ночь около 1200 такси перебросило на рубеж реки Марна 6500 солдат. Тогда и приобрела популярность поговорка: «Если гуси спасли Рим, то Париж спасли таксомоторы».  Позже даже был налажен выпуск сувениров – маленьких статуэток марнского такси, и автомобилю была посвящена почтовая марка.

В других странах

В Нью – Йорке первое такси на линию было выпущено 13 августа 1907 года. Популяризации такси в Америке помогла мафия. Большинство таксопарков в городах курировала мафия, которая была заинтересована в росте подобного бизнеса. А во время сухого закона, такси особенно полюбили гангстеры-контрабандисты. В такси перевозили запрещенный алкоголь. Полицейские не подозревали таксистов в нарушении закона, а машины были очень вместительны и похоже больше на микроавтобусы. Однако и сейчас американское такси имеет дурную славу. Водителями в основном работают эмигранты, которые не стесняются обманывать клиентов.

Бытует мнение, что самое лучшее такси в Японии, где подобные услуги горожанам начали оказываться недавно. Японские водители невероятно честные и вежливые. А работают они только в белых перчатках, а на подголовниках в машинах красуются кружевные салфетки.